О правовом регулировании сервисов по заказу услуг такси
- Подробности
- Создано: 27.06.2022 17:01
Правоотношения, связанные с перевозкой пассажиров и багажа легковым такси регламентированы «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01 октября 2020 года № 1586.
Применение Закона о защите прав потребителей обусловлено во-первых, прежде всего тем, что он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Во-вторых, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта определяет, что к отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства РФ о защите прав потребителей.
И в – третьих, постановлением Пленума Верховного суда РФ «О Рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» определено, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора, заключаемого потребителем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению заказа. Сторонами договора перевозки пассажиров и багажа являются перевозчик и пассажир Согласно Устава автомобильного транспорта, перевозчик- это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору обязанность перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения.
В качестве пассажира выступает физическое лицо, пользующееся правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также правами, предоставленными потребителю законодательством о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Правовое регулирование данных отношений направлено на безопасность дорожного движения и характеризуется императивным методом воздействия.
В первую очередь перевозчик должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в органах налоговой службы.
На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация: полное или сокращенное наименование, адрес и номера контактных телефонов исполнителя, номер выданного исполнителю разрешения на осуществление деятельности по перевозке легковым такси, срок действия указанного разрешения, наименование органа, выдавшего указанное разрешение; тарифы за пользование легковым такси.
Законодательство о защите прав потребителей устанавливает императивное право потребителя на безопасность услуги, на полную и достоверную информацию об исполнителе и предоставляемой услуге, на судебную защиту нарушенных прав потребителя, на оказание услуги в установленный срок, возмещение убытков в случае нарушения исполнителем сроков исполнения услуг и причиненных вследствие недостатков оказанной услуги.
Если при оказании услуги водитель такси нагрубил потребителю, причинил моральный, материальный и (или) физический вред, необходимо обращаться в суд с исковым заявлением, к которому прилагаются доказательства вины водителя. Кроме того, потребитель имеет право обратиться в суд с целью защиты нарушенных прав, основываясь на ст. 11 Гражданского кодекса РФ, ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», и в соответствии со ст. 15 Закона требовать компенсации морального вреда.